07.06.2017
Ценам на авиабилеты укажут на место
Источник: Парламентская газета
Защищая интересы граждан, законодатели подскажут авиакомпаниям, как сделать перевозки внутри страны дешевле.
19 июня члены Комитетов Совета Федерации по экономической и социальной политике проведут расширенное совещание по теме ценообразования на внутренние авиарейсы. По его результатам сенаторы подготовят конкретные предложения по регулированию отрасли.
Один из самых популярных вопросов на сайте «Прямой линии» с Президентом России Владимиром Путиным», которая пройдёт 15 июня - от жителей Дальнего Востока по поводу дороговизны авиабилетов. «Почему обычной российской семье из Санкт-Петербурга или Москвы значительно проще в финансовом плане слетать отдохнуть туда-обратно в Европу, чем к нам на Дальний Восток или Байкал? — написали дальневосточники главе государства. — Если билеты на самолёт из европейской части России более-менее доступны, то билеты обратно, например, из Хабаровска или Владивостока, стоят целое состояние. В итоге путешествия по России так и остаются несбыточной мечтой для среднего класса».
Аналогичные жалобы поступают со всех концов страны и в палату регионов. В конце мая председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила сенаторам разобраться в ситуации и подготовить аналитические выводы по ценообразованию на авиабилеты по России.
- Понятно, что компании работают в условиях рынка, но такие тарифы должны быть экономически обоснованы, — возмутилась спикер, рассуждая о сложностях развития внутреннего туризма в России. — Без внимания оставлять этот вопрос мы не можем, потому что это касается всех регионов нашей страны.
Экономия на бутербродах
По словам советника руководителя Ростуризма по транспорту Дмитрия Горина, регулирование ценообразования в сфере пассажирских авиаперевозок крайне проблематично, поскольку стоимость билетов диктует рынок. Речи о наживе не идёт: авиакомпании год за годом терпят убытки, причём преимущественно на внутренних рейсах. Например, в 2016 году убытки компаний на авиаперелётах по России составили 33 миллиарда рублей, годом раньше — 44,9 миллиарда. Компенсировать потери удаётся только за счёт зарубежных рейсов и сезонного повышения цен на внутрироссийские направления.
- Выход только один — развитие лоукост-сегментов, тарифов без багажа, без питания и так далее, — считает Дмитрий Горин. — По этой модели уже существуют многие перевозчики. Ситуация с лоукост-перевозками подтверждает, что это крайне востребованный сегмент, и что регулярные компании тоже могут привлечь на нём новых пассажиров более дешёвой ценой.
Лоукостер у нас в стране пока только один — авиакомпания «Победа». Её цены не такие «кусачие» как у других перевозчиков, но назвать их беззубыми все же нельзя. Особенно если сравнивать стоимость внутрироссийских перелётов с ценами на внутриевропейские или паназиатские перевозки, где долететь из одной столицы в другую порой можно за смехотворные 20-25 долларов.
Недавно в СМИ прошла информация, что ряд иностранных компаний планирует вывести на российский рынок ещё одного перевозчика, который будет привлекать пассажиров ценой в ущерб качеству обслуживания и комфорту. И всё же экономия на вытянутых ногах, бутербродах и ручной клади — не панацея в то время, когда большую часть стоимости формируют иные составляющие.
Кабальный лизинг
Самую большую нагрузку на стоимость билета образуют не топливные сборы и не обслуживание в аэропортах, как можно было бы предположить, а лизинговые платежи. Дело в том, что отечественный модельный ряд самолётов морально устарел и физически износился, так что большинство авиакомпаний давно «пересели» на самолёты зарубежного производства. Закупается техника на взятые у банков кредиты, поэтому большинство авиакомпаний сегодня оказалось в положении валютных ипотечных заёмщиков, выплачивающих кредитным организациям львиную долю прибыли. В прошлом году затраты на лизинг выросли на 19,4процента — почти до 300 миллиардов рублей.
- Нужно прежде всего развивать отечественное самолётостроение, — делится рецептом спасения авиаперевозок гендиректор Ассоциации агентств воздушного транспорта Сергей Демиденко. — Скоро у нас полетит МС-21, «суперджет» сейчас проходит доработки. Это позволит существенно удешевить билеты. Вот, например, на Дальнем Востоке есть авиакомпания «Аврора», у которой тариф на 1000 км всего 600 рублей. А причина такой хорошей цены заключается в том, что самолёт этой компании подарил губернатор. То есть им просто не приходится платить за лизинг.
Есть и ещё одна проблема: большую часть внутрироссийских рейсов обслуживают несколько крупных компаний, названия которых известны всякому пассажиру. Малые же компании выживают как могут, хотя во всём мире рынок авиаперевозок держится именно на местных авиалиниях, обслуживаемых локальными перевозчиками.
- Надо не изобретать велосипед с квадратными колесами, а поддерживать малую авиацию, — убеждён Сергей Демиденко. — Если она будет развиваться, то прекратятся перелёты из Омска в Новосибирск через Москву. Потом, мы все гордимся страной — тем, что она занимает одну седьмую часть суши. Но, извините, в европейской части страны есть поезда, автобусы, автодороги, а во многих населённых пунктах Сибири, в Якутии, в Красноярском крае зачастую ничего нет кроме авиасообщения. И когда малая авиация «легла» во время перестройки, аэропорты стали зарастать. То есть нужно заниматься их реконструкцией, восстанавливать пути сообщения.
Ценовая турбулентность
На вопрос, что делать пассажирам, сталкивающимся с повышением цен на авиабилеты, специалисты отвечают по-разному. Сергей Демиденко считает, что авиакомпании можно и нужно наказывать рублём, устраивая что-то вроде пассажирских забастовок. Дмитрий Горин же уверен, что желающие полететь всё равно найдутся, и полезнее находить способы снижения затрат на перелёт. Например, курортникам для экономии достаточно приобрести бюджетный турпакет в одном из агентств, которое выкупает чартеры.
- Если вы посмотрите, например, цены на август в Геленджик, там билет стоит почти 23 тысячи рублей. То есть перелёт семьи из двух человек обойдётся около 46 тысяч рублей, — объясняет разницу советник руководителя Ростуризма. — А на чартерном рейсе с бюджетным вариантом размещения можно купить тур за 35 тысяч рублей на двоих, включая перелёт.
По его словам, российские туроператоры уже оправились от валютных колебаний предыдущих лет, адаптировались к новым условиям и теперь активно развивают этот сегмент бизнеса. В среднем чартерные рейсы оказываются дешевле регулярных примерно на треть.
Готовь сани летом
В соответствии с действующим российским законодательством авиакомпании устанавливают тарифы на авиаперевозки самостоятельно. Однако государству никто не вправе запретить оказывать влияние на политику компаний исходя из интересов граждан. Тем более что и самим авиакомпаниям это пойдёт только на пользу.
- Государство может более активно участвовать в рыночных механизмах ценообразования, — уверен член Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Фомин. — Например, мы уже не один год говорим о необходимости субсидировать внутрироссийские туристические чартерные перевозки. Если, наконец, будем это делать, усилится конкуренция на внутреннем рынке авиаперевозок, что приведёт к стабилизации или снижению цен на регулярные авиаперелеты.
Этот и другие способы регулирования отрасли будут обсуждаться на расширенном совещании сенаторов, которое пройдёт в Совете Федерации 19 июня. По словам опрошенных «Парламентской газетой» экспертов, в числе инструментов могут быть предложены государственные дотации и особые условия налогообложения для авиакомпаний.
Например, сейчас согласно государственной программе доступности авиаперевозок приобретать билеты по специальным тарифам могут граждане РФ в возрасте до 23 лет, дети до 12 лет, а также пенсионеры. Кроме того существуют специальные дотационные программы для перевозок на некоторые курортные направления - так, в мае стартовала продажа субсидированных государством билетов в Крым из 36 городов России.
Ещё один действенный способ сбить ценам температуру — изменить налогообложение авиапредприятий по примеру того, как это было сделано в прошлом году в отношении железнодорожного транспорта. Напомним, в соответствии с поправками в Налоговый кодекс, принята нулевая ставка НДС по железнодорожным перевозкам дальнего следования на период с 1 января 2017 года до 31 декабря 2029 года. В настоящее время, правда, ставка НДС для внутренних авиарейсов уже снижена до 10 процентов, однако этого явно недостаточно для того, чтобы авиакомпании смогли вылезти из долгов. Наконец, последний козырь, который может быть использован нефтедобывающим государством — льготные расценки на авиационное топливо.