Девять станций, семь районов: как «розовая» ветка улучшит жизнь москвичей

27.06.2016

Девять станций, семь районов: как «розовая» ветка улучшит жизнь москвичей


Источник: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

О строительстве новых радиальных веток задумывались ещё в ХХ веке. Как менялись грандиозные планы? Какие проекты вынашивает город сейчас? Какой будет Кожуховская ветка, которую хотят открыть в 2018 году, и как она изменит жизнь Некрасовки?

Вторая половина 1980-х: в московском метро девять веток общей протяжённостью 212,5 километра и 132 станции. Каждый день в подземку спускаются семь миллионов пассажиров, на многие линии вместо шестивагонных выходят семи- и даже восьмивагонные составы, эскалаторы едут со скоростью около метра в секунду. Поезда ходят с интервалами до 80 секунд, и это самая высокая интенсивность движения в мире. Места для пассажиров стало больше: кабины машинистов, которые были раньше во всех вагонах, теперь есть только в хвостовом и головном.

Но этого мало. Подземка буквально задыхается от наплыва пассажиров, толчеи на станциях и в вагонах; бывают сбои в движении. Поэтому и рассматривается проект строительства пяти линий: четырёх хордовых и одной периферийной кольцевой. На них выпустят десятивагонные поезда. Хорды должны миновать центр, а пересекаясь, образовать четырёхугольник — своего рода второе кольцо. Они соединят Митино с Бутовом, Химки с Люберцами, Мытищи с Внуковом и Балашиху с Бутовом.

Однако масштабным планам не суждено было сбыться в прошлом веке. Проект скоростных хорд начали разрабатывать ещё в 1985 году. Спустя четыре года генплан одной их них, которая соединила бы Химки и Люберцы, рассматривали, но так и не утвердили. На рубеже столетий проект не брали во внимание.

Замыслы прошлого века постепенно воплощаются в жизнь сейчас: строится Третий пересадочный контур (ТПК), а радиальных веток становится больше. На 2018 год запланировано открытие новой линии — Кожуховской, которая станет 15-й по счёту. Она протянется на 17,2 километра параллельно Таганско-Краснопресненской линии из района Некрасовка на юго-востоке и упрётся в «Авиамоторную» Калининской ветки, на которой будет пересадка. На Кожуховской откроют девять станций.

Розовая ветка: двухпутные тоннели и самый большой щит

Проект планировки участка линии от станции «Некрасовка» до «Окской» утвердили в 2014 году, от «Окской» до «Нижегородской» — в прошлом. Сначала строить и запускать Кожуховскую ветку планировали частями, но потом от этой идеи отказались, и работы начались одновременно.

Изначально, в 2009 году, Кожуховскую линию хотели проложить вдоль Волгоградского проспекта, но потом решили перенести её ближе к Рязанскому проспекту. Это уменьшило строительные расходы. Примерно на 30 процентов затраты снижает и так называемый испанский метод, когда щит прокладывает тоннель для движения сразу двух поездов. Так строится участок от «Нижегородской улицы» до «Юго-Восточной». Специально для этих работ из Германии в Москву привезли самый большой тоннелепроходческий щит диаметром 10,8 метра. Потом его отправят на участок ТПК.

Свою лепту в создание новой линии внесли и горожане. На портале «Активный гражданин» они выбрали для неё цвет. Более 70 процентов проголосовавших решили, что розовый подходит лучше всего. За чёрный высказались только 18 процентов.

Хай-тек и роща с железными кронами: дизайн станций

Атмосфера Средней Азии, подвиг Стаханова, чистая вода и экология, хай-тек — у каждой станции новой линии метро будет уникальный дизайн. В оформлении «Нижегородской улицы», которая откроется на Рязанском проспекте, сквозят мотивы архитектуры Нижнего Новгорода и традиционных для этой области народных промыслов.

Два подземных вестибюля станции будут вести на обе стороны Рязанского проспекта. «Нижегородская улица» объединит розовую ветку с Третьим пересадочным контуром. В общем зале пройдут четыре пути: посередине — для Кожуховской линии, а по бокам — для ТПК. Западный вестибюль станции и Рязанский проспект свяжет подземный пешеходный переход. А позже «Нижегородская улица» станет частью транспортно-пересадочного узла, который соединит метро, МКЖД и Горьковское направление железной дороги. ТПУ создадут и на базе станции «Некрасовка».

«Стахановская» откроется на одноимённой улице. Дизайн в индустриальном стиле напомнит о трудовом подвиге советского шахтёра Алексея Стаханова, который за смену добыл 102 тонны угля при норме семь тонн. Здесь обыграна эта тема: коричневый, серый и оранжевый цвета, тёмные светильники-кубы под потолком. Два подземных вестибюля будут вести на обе стороны Рязанского проспекта.

Название «Окской» дала одноимённая улица, которая получила имя в честь реки Оки. Тему воды подчеркнули в дизайне, оформив станцию в белых и голубых тонах. Потолок облицуют цветным металлом, а светильники сымитируют расходящиеся на воде круги. Один из подземных вестибюлей будет вести на Рязанский проспект, второй — на Окскую улицу.

«Юго-Восточная», которая откроется на пересечении Ферганской улицы и Самаркандского бульвара, перенесёт пассажиров в Среднюю Азию. Колонны и подвесной потолок на станции похожи на перголу восточного базара — соединённые между собой арки, часто увитые растениями, защищающие от жаркого солнца. Светлую и просторную станцию отделают жёлтым кирпичом и бело-голубыми панелями, пол выложат гранитом с песчаной текстурой.

Станция «Косино» между Лермонтовским проспектом и железнодорожными путями Казанского направления будет в бежевых и серых тонах, которые были популярны в архитектуре конца ХХ — начала XXI века. Подвесной потолок сделают из геометрических фигур под медь, титан, чёрный никель и хром. Выйти со станции можно будет к железнодорожной платформе Косино и на Лермонтовский проспект.

На «Улице Дмитриевского», расположенной на одноимённой улице, «вырастет» роща с железными кронами. Подвесные светильники похожи на ветки, а колонны коричневого цвета — на стволы. Игра света на подвесном потолке напомнит о лучах солнца, проникающих сквозь листву деревьев. На этой станции будет только один вестибюль.

«Лухмановскую» в стиле хай-тек строят на пересечении трассы Вешняки — Люберцы с Лухмановской улицей. Потолок украсил световой лабиринт, а в отделке использованы зелёный, белый и серый цвета. Станция «Некрасовка» расположена на территории бывших полей орошения, поэтому архитекторы решили отразить в дизайне станции тему экологии. Близость к природе символизируют натуральные материалы и естественные цвета.

Технически станции Кожуховской ветки будут необычными. При пожаре на станции вода не польётся с потолка. Вместо этого создастся облако пара, которое может за несколько секунд потушить даже мощное возгорание. Впервые в метро такая система появилась на «Румянцеве». На всех станциях, кроме «Юго-Восточной» и «Лухмановской», края платформы отделят от путей стеклянной стеной с раздвижными дверями. Они будут открываться вместе с дверями вагонов. Лифты для маломобильных пассажиров установят на всех станциях. Каждой из них смогут пользоваться от 70 до 190 тысяч человек в сутки.

Кто выиграет: семь суток экономии в год

К Некрасовке, куда протянется розовая линия, в 2011 году были присоединены Люберецкие Поля. Сегодня там активно развиваются новые микрорайоны.

В связи с этим Некрасовке необходимы новые хорошие транспортные связи. Ветка метро соединит юго-восточные и восточные районы города. Кожуховской линией будут пользоваться жители не только Некрасовки, но и Нижегородского и Рязанского районов, Текстильщиков, Кузьминок, Выхино-Жулебина, Косино-Ухтомского и подмосковных Люберец.

Поездки на наземном транспорте до станций подземки станут короче. Время в пути на метро в среднем сократится на 15−20 минут, значит, в год работающие пассажиры будут экономить почти семь суток. Кожуховская линия снизит нагрузку не только на наземный транспорт в районе Рязанского проспекта, но и на Таганско-Краснопресненскую ветку, которая сейчас остаётся самой загруженной.

Как растёт метро

Сегодня в московском метро 12 веток, которые протянулись в общей сложности на 333 километра. Станций в подземке 200. Последнюю из них, «Саларьево», открыли для пассажиров в феврале. Только за последние пять лет в Москве построили 34 километра новых линий, 18 станций и один дополнительный вестибюль метро.

С 2011 по 2020 год в столице планируется построить более 160 км линий метро и 78 новых станций, 15 из них уже открыты.

Снижать темпы строительства город не будет: в ближайшие годы планируют прокладывать по 20 километров веток и открывать примерно по десять станций. Сейчас на разных участках трудятся около 35 тысяч строителей, проектировщиков, инженеров и других специалистов. Тоннели прокладывают 20 щитов. Работы идут более чем на 30 новых станциях, свыше 10 из которых планируют закончить в этом году.

Всего с 2011 по 2020 год построят более 160 километров линий метро и 78 новых станций (часть из них уже открыты). Благодаря этому 93 процента горожан получат метро в шаговой доступности от дома.

Кроме Кожуховской, среди новых веток — Калининско-Солнцевская и Третий пересадочный контур. По сути, лёгким метро станет и МКЖД, запустить движение по которой планируют до конца этого года. Её уже обозначили на схемах как Вторую кольцевую линию.

На базе метро формируется новая интегрированная сеть, которая объединит сразу несколько видов транспорта, разгрузит пересадочные станции и сделает поездки более быстрыми и комфортными. Новые станции оборудуют по самым современным стандартам: оплачивать проезд на них можно банковскими картами и смартфонами с технологией NFC, на интерактивных информационных стойках прокладывают и печатают маршрут, на специальных стойках заряжают гаджеты. В вендинговых аппаратах продаются напитки и закуски, специальные аппараты упаковывают мокрые зонты в полиэтилен.

Возврат к списку